Лексические и грамматические явления

Что такое лексические и грамматические явления?
. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные лексические категории
*        Омонимы        
*        синонимы               
*        антонимы                   
*        паронимы
Лексика активного и пассивного запаса 
*        общеупотребительная лексика               
*        диалектизмы                   
*        профессионализмы
*        жаргонизмы              
*         арго        
*        эмоционально окрашенные слова
*        архаизмы              
*        историзмы                             
*         неологизмы
*        заимствованные слова               
*         старославянизмы            
*        традиционно-поэтические слова
*        народно-поэтические слова                        
*        разговорная лексика
*        просторечные слова                     
*        книжная лексика                   
*        термины
*        фразеологизмы                 
*        крылатые слова                 
*        эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
§  Метафора             
§   метонимия                  
§  ирония                 
§  гипербола
§  Олицетворение    
§  сравнение                   
§   синекдоха            
§  литота
§  Эпитет                 
§   антономазия              
§  аллегория            
§   перифраза
§  художественный символ
Стилистические фигуры
v  Градация                     
v  антитеза                           
v  оксюморон
v  лексический повтор         
v   анафора                           

v  эпифора
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
Корень           приставка             суффикс                    окончание
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:
а) самостоятельные:
Ø  имя существительное                       
Ø  имя прилагательное
Ø  имя числительное          
Ø  местоимение                         
Ø   глагол
Ø  причастие                            
Ø  деепричастие                          
Ø   наречие
б) служебные:
Ø  предлог              
Ø  союз                                
Ø   частица
в) междометия (ой, ах и т.д.)
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
ü  способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
ü  повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
ü  восклицательные и невосклицательные предложения
ü  простые предложения
ü  двусоставные и односоставные предложения
ü  типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
ü  неполные предложения
ü  распространённые и нераспространённые предложения
ü  обращения
ü  однородные члены
ü  обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
ü  уточняющие и поясняющие члены
ü  вставные конструкции
ü  вводные слова и предложения
ü  прямая речь
ü  косвенная речь
ü  диалог
ü  сложносочинённые предложения
ü  сложноподчинённые предложения
ü  бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
·         риторические восклицания                           
·          риторический вопрос
·         риторическое обращение                               
·         параллелизм                      
·          анафора
·         эпифора                                                          
·         инверсия                                
·         эллипсис
·         умолчание                                                    
·          смещение синтаксических конструкций
·         присоединительные конструкции              
·         парцелляция
·         многосоюзие                  
·         бессоюзие                         
·          градация
 Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек
 (предложения  34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова
 ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20.
 Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника,
 проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, 
то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, 
а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой 
синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, 
их требовательный тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям 
сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом 
сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты 
«нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), 
метафора «вынули из души». 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой
 женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. 
Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много 
побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32.  
Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор
 использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое 
отношение внучки Тани к своей бабушке.Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ
явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё
 является обращением. Писатель употребил его в форме
именительного падежа и выделил запятой.  Так знание грамматики помогло 
понять, к кому девочка обращается с речью.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор 
активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" 
(предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание 
читателей на коварные намерения детей.
 
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей  и Анны Федотовны 
писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления
 помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий