Задание 15.2
проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е.
истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента
текста.
Как правило, это
финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
Композиция
сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис.
Формулировка
тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание
тезиса с помощью комментария к нему.
2. Основная часть. Доказательства.
Два примера-аргумента из
прочитанного текста.
3. Заключение. Вывод.
Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Вступление.
Тезис
Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении;
это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.
Идея текста
всегда связана с главным героем текста
или основным событием текста.
Внимательно
прочитайте текст.
Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в
нём ключевые слова.
Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
Варианты вступления
§ Смысл данного отрывка я понимаю
так.
§ Эти строки говорят о том, что …
§ Текст заканчивается словами:
"…". На мой взгляд, речь идет о том, что …
§ Я считаю, что мысль автора данного
текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
§ Автор данного текста привлекает
читателя к размышлению над вопросом...
§ По моему мнению, в указанном
фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем.
§ В этом отрывке автор говорит о том,
что…
§ В выделенной фразе автор выражает
мысль о том, что…
Основная часть.
Аргументы
В основной части
аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны
Ø соответствовать тезису;
Ø иллюстрировать мнение
о смысле цитаты..
Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на
поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность
высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера
предложений.
Включение примеров
Для включения в
сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
§ Попробую доказать справедливость своего суждения.
§ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
предложениям ...
§ Это подтверждают предложения …
§ Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста
(автор).
§ Предложение … подтверждает мысль о том, что
§ Своё мнение могу доказать на таком примере из
текста.
Заключение.
Вывод
Заключение так
же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача
заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен
быть логически связан с предыдущим изложением и
не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно
вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым
клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Пример
сочинения.
Объясните,
как вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно
и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сел и городов!»
Как
безжалостен бывает человек ко всему живому, что его окружает! Вот ребятишки разорили
гнездо сороки, разрыли нору лисы. Не подумали
о том, какой вред нанесли природе. Жаль, что мы порой не обращаем внимания на то, что окружает нас. А какая редкость
для окрестностей наших сел и городов –
косогоры, населенные птицей и зверьем! Об
этом и пишет В. Астафьев, заставляя нас, читателей, поразмышлять над тем, как
важно беречь окружающую среду. Приведу примеры из текста В.Астафьева,
подтверждающие мою мысль.
Во-первых,
как автору не восхищаться тем косогором, где «спокойно живут белки, лисы,
разные птицы и зверушки»! (Предложение 42.)
Во-вторых, В.Астафьев объясняет, почему покой
для зверья царит на том косогоре. После гибели детей Белогрудки и страшной
мести куницы людям наказали взрослые ребятам, чтобы «не смели трогать детенышей
зверушек и птиц». (Предложение 41.)
Следовательно,
чтобы таких косогоров было много возле наших сел и городов, нужно не
прикасаться к гнездам и норам животных, не беспокоить их понапрасну, а
наоборот, охранять их покой.
Шаблон и речевые клише
1 абзац – объяснения смысла
предложения
|
|
2 абзац – аргументация (1
пример)
|
Для включения в сочинение примеров-аргументов
можно использовать следующие речевые клише:
§ Попробую доказать справедливость своего суждения.
§ Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ...
§ Это подтверждают предложения …
§ Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
§ Предложение … подтверждает мысль о том, что
§ Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
Обязательно
либо цитировать приведенное предложение, либо указывать номер.
|
3 абзац – аргументация (2
пример)
|
Высказывается ваша мысль и приводится аргумент.
Предложение … подтверждает мысль о том, что
|
4 абзац - заключение
|
Задача заключения — подвести итог, обобщить
сказанное.
Вывод должен быть
логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по
смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак,
следовательно, таким образом
или речевым клише
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий