Сочинение 15.2

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать  (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста.

Как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.
Формулировка тезиса о смысле фразы текста.
Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.
2. Основная часть. Доказательства.
     Два примера-аргумента из прочитанного текста.
3. Заключение. Вывод.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Вступление. Тезис

Тезис  - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания. 
Идея текста всегда связана с главным героем  текста или основным событием текста.

Внимательно прочитайте текст.
Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.

Варианты вступления
§  Смысл данного отрывка я понимаю так.
 §  Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
§  Эти строки говорят о том, что …
§  Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что …
§  Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
§  Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
§  По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем.
§  В этом отрывке автор говорит о том, что…
§  В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Основная часть. Аргументы

В основной части аргументируется тезис.
Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста;
Примеры должны
Ø  соответствовать тезису;
Ø  иллюстрировать мнение о смысле цитаты..

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.

Включение примеров

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
§  Попробую доказать справедливость своего суждения.
§  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ...
§  Это подтверждают предложения …
§  Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
§  Предложение … подтверждает мысль о том, что
§  Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  и т.д. 

Пример сочинения.
Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сел и городов!»

Как безжалостен бывает человек ко всему живому, что его окружает! Вот ребятишки разорили гнездо сороки,  разрыли нору лисы. Не подумали о том, какой вред нанесли природе. Жаль, что мы порой не обращаем внимания на    то, что окружает нас. А какая редкость для  окрестностей наших сел и городов – косогоры, населенные птицей и зверьем!  Об этом и пишет В. Астафьев, заставляя нас, читателей, поразмышлять над тем, как важно беречь окружающую среду. Приведу примеры из текста В.Астафьева, подтверждающие мою мысль.
Во-первых, как автору не восхищаться тем косогором, где «спокойно живут белки, лисы, разные птицы и зверушки»! (Предложение 42.)
 Во-вторых, В.Астафьев объясняет, почему покой для зверья царит на том косогоре. После гибели детей Белогрудки и страшной мести куницы людям наказали взрослые ребятам, чтобы «не смели трогать детенышей зверушек и птиц». (Предложение 41.)

Следовательно, чтобы таких косогоров было много возле наших сел и городов, нужно не прикасаться к гнездам и норам животных, не беспокоить их понапрасну, а наоборот, охранять их покой.

Шаблон и речевые клише
1 абзац – объяснения смысла предложения
  • Предложенный для анализа текст Ф. И. О. автора заканчивается фразой: «____________». Как я её понимаю? Истолковать концовку рассказа (статьи, фрагмента книги) известного писателя (журналиста, публициста, критика) можно по-разному (двояко, однозначно).
  • Приводится цитата. Смысл данного отрывка я понимаю так.
  •  Смысл последних строк текста говорит нам о том, что
  • Приводится цитата. Эти строки говорят о том, что …
  •   Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что …
  •  Я считаю, что мысль автора  текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
  •  Автор  текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем.
  •   В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

2 абзац – аргументация (1 пример)
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
§  Попробую доказать справедливость своего суждения.
§  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ...
§  Это подтверждают предложения …
§  Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
§  Предложение … подтверждает мысль о том, что
§  Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
Обязательно либо цитировать приведенное предложение, либо указывать номер.
3 абзац – аргументация (2 пример)
Высказывается ваша мысль и приводится аргумент.
Предложение … подтверждает мысль о том, что

4 абзац - заключение
Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.
Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и  не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
Начать заключение можно вводными словами
значит, итак, следовательно, таким образом
или речевым клише
  • мы пришли к выводу, что….
  • подводя итог, я ещё раз подчеркну….
  • делая выводы из вышеизложенного, я ещё раз подчеркну… 



Комментариев нет:

Отправить комментарий