Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию лингвистичесого сочинения С2.
Шаг 1.
Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг
2. Определяем основную мысль
высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях
идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3.
Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать
позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует характеризует рассуждает
отмечает доказывает сравнивает
сопоставляет противопоставляет называет
описывает разбирает подчёркивает
ссылается на... останавливается на ... раскрывает содержание
отмечает важность формулирует касается
утверждает считает, что ...
и т.д.
Для
выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие
слова:
Действительно на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ... я разделяю точку
зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о
том, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х
предложений.
Можно применить
цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно,
слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства
людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без
цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что
русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и
выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора
высказывания.
или:
Высказывание
К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не
придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и
всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское
слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании
К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском
языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и
внутреннего мира человека.
Шаг 4.
Пишем основную часть
Основную часть можно
начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем
фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора
текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из
текста ...
Далее приводим
примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
Ø
примеров должно быть 2;
Ø
примеры должны быть из указанного текста;
Ø
приводя пример, нужно не только назвать языковое
явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Один пример должен был иллюстрировать лексические явления,
другой - грамматические.
Например:
Аргумент 1.
Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами
(названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися
дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение).
Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной
точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор
использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор
обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю
более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана
роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями.
Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее
продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово
"Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить
симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова
"во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они
отделяются запятой.
Шаг 5.
Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во
вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать,
что ...
Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке
можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных
оттенков чувств.
или:
Подводя итог
сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном
тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче
оттенков мыслей, чувств и оценок автора
текста.
Итак, ПЛАН
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё
отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример
№1;
б) аргумент-пример
№2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в
соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За
отсутствие абзацев снимают баллы.
Пример сочинения
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся
высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
Человеческая речь немыслима
без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами,
повышением или понижением интонации. А как выразить эмоции в письменной речи? Конечно
же, при помощи знаков препинания. Так, важную и значимую роль в пунктуации
играет тире. По мнению лингвиста Н. С. Валгиной, «при помощи тире передается
высокая эмоциональная нагрузка, психическая напряженность».
Да, это действительно так. Тире – это очень важный знак
препинания, выражающий мнение и чувства автора и использующийся для того, чтобы
украсить нашу речь, придать ей эмоциональность. Приведем примеры из текста
Т.Толстой.
Во-первых, в предложении
№8 («А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на
площади») автор использует тире, чтобы повысить роль кинотеатра,
показать, что это действительно «другое дело», а также противопоставить его
театру.
В предложении №26
("Кино притворяется, что все, что вы видите, - правда.") тире указывает на психологический настрой
зрителя, любящего и верящего в сны и чудеса, а значит, и в кино. Смотря его, он
сопереживает героям и верит во все происходящее на экране.
Таким образом, можно
утверждать, что лингвист Н. С. Валгина была совершенно права. Ведь без тире
наша письменная речь стала бы непонятной и менее выразительной..
Шаблон сочинения на лингвистическую тему
1 абзац
Вступление - тезис
|
Известный ____ утверждал: «переписывается данная цитата».
Я согласен с высказыванием _____ о том, что «переписывается
данная цитата»
«переписывается данная
цитата», - писал _____. Известный ____ прав, потому
что_______(объясняется смысл высказывания)
Я разделяю точку зрения автора_____
Автор убеждён, что «переписывается данная цитата», и подобная уверенность
небезосновательна.
|
Переход ко второму абзацу
|
Попробую доказать это на конкретных примерах из текста.
Докажем это.
Попробуем разобраться в смысле данного высказывания (афоризма,
выражения…)
Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
|
2 абзац – основная часть (можно разбить на 2 абзаца – каждый аргумент
в новом абзаце)
|
Присмотримся повнимательней к словам автора ___.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста____
Приводятся примеры (их должно быть 2) с объяснением (для чего
употреблено то или иное языковое средство)
|
3 абзац -Заключение
|
Таким образом, я доказал, что ----
Итак, я доказал, что_____
В итоге можно сказать, что _____
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий