Сочинение 15.1

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию лингвистичесого сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении необходимо:
сформулировать позицию автора высказывания;
выразить своё отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует                    характеризует                          рассуждает
отмечает                                    доказывает                               сравнивает
сопоставляет                             противопоставляет                  называет
описывает                                 разбирает                                  подчёркивает
ссылается на...                         останавливается на ...               раскрывает содержание
отмечает важность                 формулирует                              касается
утверждает                             считает, что ...
и т.д.
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:
Действительно                      на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания                     я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...                          я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора                   бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
Ø  примеров должно быть 2;
Ø  примеры должны быть из указанного текста;
Ø  приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...                 Итак, ...                         Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...                  В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...                     Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
 Пример сочинения 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». 
Человеческая речь немыслима без  эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, повышением или понижением интонации. А как выразить эмоции в письменной речи? Конечно же, при помощи знаков препинания. Так, важную и значимую роль в пунктуации играет тире. По мнению лингвиста Н. С. Валгиной, «при помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психическая напряженность».
 Да, это действительно так. Тире – это очень важный знак препинания, выражающий мнение и чувства автора и использующийся для того, чтобы украсить нашу речь, придать ей эмоциональность. Приведем примеры из текста Т.Толстой.
Во-первых, в предложении  №8 («А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади») автор использует тире, чтобы  повысить роль кинотеатра, показать, что это действительно «другое дело», а также противопоставить его театру.
В предложении №26 ("Кино притворяется, что все, что вы видите, - правда.")  тире указывает на психологический настрой зрителя, любящего и верящего в сны и чудеса, а значит, и в кино. Смотря его, он сопереживает героям и верит во все происходящее на экране.

Таким образом, можно утверждать, что лингвист Н. С. Валгина была совершенно права. Ведь без тире наша письменная речь стала бы непонятной и менее выразительной..

 Удачи на экзамене!



Шаблон сочинения на лингвистическую тему

1 абзац
Вступление - тезис
Известный ____ утверждал: «переписывается данная  цитата».
Я согласен с высказыванием _____ о том, что «переписывается данная  цитата»
«переписывается данная  цитата», - писал _____. Известный ____ прав, потому что_______(объясняется смысл высказывания)
Я разделяю точку зрения автора_____
Автор убеждён, что «переписывается данная  цитата», и подобная уверенность небезосновательна.
Переход ко второму абзацу
Попробую доказать это на конкретных примерах из текста.
Докажем это.
Попробуем разобраться в смысле данного высказывания (афоризма, выражения…)
Докажу этот тезис на материале прочитанного текста.
2 абзац – основная часть (можно разбить на 2 абзаца – каждый аргумент в новом абзаце)
Присмотримся повнимательней к словам автора ___.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста____
Приводятся примеры (их должно быть 2) с объяснением (для чего употреблено то или иное языковое средство)
3 абзац -Заключение
Таким образом, я доказал, что  ----
Итак, я доказал, что_____
В итоге можно сказать, что _____

Комментариев нет:

Отправить комментарий