Что такое лексические и грамматические явления?
. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Универсальные
лексические категории
Омонимы
синонимы
антонимы
паронимы
Лексика
активного и пассивного запаса
общеупотребительная
лексика
диалектизмы
профессионализмы
жаргонизмы
арго
эмоционально
окрашенные слова
архаизмы
историзмы
неологизмы
заимствованные
слова
старославянизмы
традиционно-поэтические
слова
народно-поэтические
слова
разговорная
лексика
просторечные слова
книжная лексика
термины
фразеологизмы
крылатые слова
эмоционально-экспрессивная
лексика
Тропы
§ Метафора
§ метонимия
§ ирония
§ гипербола
§ Олицетворение
§ сравнение
§ синекдоха
§ литота
§ Эпитет
§ антономазия
§ аллегория
§ перифраза
§ художественный символ
Стилистические фигуры
v Градация
v антитеза
v оксюморон
v лексический повтор
v анафора
v эпифора
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
+ МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС
Словообразование
- это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их
образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть
слова.
В
составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
Корень приставка суффикс окончание
Морфология - раздел грамматики, который
изучает части речи и их признаки.
Части
речи:
а)
самостоятельные:
Ø имя существительное
Ø имя прилагательное
Ø имя числительное
Ø местоимение
Ø глагол
Ø причастие
Ø деепричастие
Ø наречие
б)
служебные:
Ø предлог
Ø союз
Ø частица
в)
междометия (ой, ах и т.д.)
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий
правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические
понятия:
ü способы связи слов в словосочетании (согласование.
управление, примыкание)
ü повествовательные, побудительные, вопросительные
предложения
ü восклицательные и невосклицательные предложения
ü простые предложения
ü двусоставные и односоставные предложения
ü типы односоставных предложений (определённо-личные,
неопределённо-личные, безличные, назывные)
ü неполные предложения
ü распространённые и нераспространённые предложения
ü обращения
ü однородные члены
ü обособленные члены (обстоятельства, определения,
приложения, дополнения)
ü уточняющие и поясняющие члены
ü вставные конструкции
ü вводные слова и предложения
ü прямая речь
ü косвенная речь
ü диалог
ü сложносочинённые предложения
ü сложноподчинённые предложения
ü бессоюзные предложения
Синтаксические
средства художественной изобразительности
·
риторические
восклицания
·
риторический вопрос
·
риторическое
обращение
·
параллелизм
·
анафора
·
эпифора
·
инверсия
·
эллипсис
·
умолчание
·
смещение синтаксических конструкций
·
присоединительные
конструкции
·
парцелляция
·
многосоюзие
·
бессоюзие
·
градация
Как
приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Данные
примеры взяты из текста ДЕМО-2012.
Образец 1
Пример,
иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек
(предложения 34, 35, 38)
эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные
слова
("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает
грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример,
иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20.
Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если
человек хочет расположить к себе собеседника,
проявить к нему уважение,
вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения,
то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав
предыдущего предложения,
а является самостоятельной синтаксической
конструкцией. В данном случае автор использовал такой
синтаксический приём, как
парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников,
их требовательный
тон.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 2
Пример,
иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим
читателям
сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет,
показывает, что для него в этом
сюжете важны чувства и переживания действующих
лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты
«нескрываемое недоверие» (предложение
№12), «вызывающая агрессия» (предложение №24),
метафора «вынули из души».
Пример,
иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой
женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом
понимании.
Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24),
зато очень много
побудительных предложений с глаголами в повелительном
наклонении – № 26, 31, 32.
Из-за этого
атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже
угрожающая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 3
Пример,
иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор
использует
слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое
отношение внучки Тани к своей бабушке.Пример,
иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ
явления: Однако в предложении существительное
`бабуля` ещё
является обращением. Писатель употребил его в форме
именительного
падежа и выделил запятой. Так знание
грамматики помогло
понять, к кому девочка обращается с речью.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Образец 4
Пример,
иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор
активно
использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12),
"вклинилась в разговор"
(предложение № 24), "оборвала"
(предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание
читателей на коварные
намерения детей.
Пример,
иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны
писатель оформил в виде
диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления
помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую
героев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий