СПП с несколькими придаточными

nВ сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение.
Неоднородное (параллельное) подчинение.
Последовательное подчинение.

Комбинированное подчинение.
nОднородное подчинение
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
1) Если придаточные относятся ко всему главному предложению или к одному и тому же слову.
2) Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).

[ – = ], (что – = ), (что = – )...

Примечание Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например:
Ему [Егорушке] уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов)

[ – = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).
Неоднородное (параллельное) подчинение
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам. Например: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда – = ), [то = ], (который – ).
nПоследовательное подчинение
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой
словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное
I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко
второму (придаточное III степени) и т. д.
Например: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = – ], (которые = ), (когда – =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда – = ), = )
nКомбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно
комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное,
последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное). Например:
Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).    (последовательное и однородное подчинение).

Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли  и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

(Чтобы = ), [ = ], (ибо – =), (откуда – = )  и (куда = ).

(однородное, параллельное и последовательное подчинение). 
Предлагаю вам рассмотреть таблицы и схемы, возможно, они вам помогут разобраться в сложных вопросах синтаксиса СПП.
Успехов Вам, дорогие мои ученики, в изучении данной темы!

Домашнее задание 1.
Расставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Указать главную и придаточные части. Определить тип придаточных и вид подчинения.
1)    Мне кажет…ся что если(бы) я следил за ним (в)продолжении…  (не)скольких лет он так(же) был(бы) (не)уловим.
2)    Даша замет…ла что когда (в)след(за) звонком в столовой появился Рощин Катя сразу  не пов…рачивала к нему головы а м…нуточку медлила.
3)    Хорошо извес…но что если спор….мен регулярно (не)тренирует…ся то хороших результатов он (не)достигн…т.
4)    Я подумал что если в эту решительную м…нуту (не)переспорю упрямого старика то уж (в)последствии…   трудно мне будет освободит…ся от его опеки.
5)    Каштанка  знала  по опыту что чем скорее уснёш…  тем скорее наступит утро.
6)    Я люблю эту бедную природу может быть потому что какова она н… есть она всё (таки) пр…надлежит мне.
7)    Пойми что если бы ты писал так рассказы как пишеш…  письма то давно бы уже был великим большущим человеком.
8)    Как только занималась з…ря и двери заводили свой разн…голосый концерт старич…ки уже сидели за столиком и пили чай.

9)    Во…гласы мальчика долетали ещё до моего слуха когда уже стало совсем темно и я огибал край леса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий